Основы управления катамараном
Конструкция катамарана

Конструкция парусного катамарана включает в себя два параллельных корпуса, которые обеспечивают устойчивость на воде. Корпуса катамарана изготавливаются из лёгких и прочных материалов, таких как стеклопластик, углепластик или алюминий. Между двумя корпусами располагается соединительная платформа, которая служит основой для палубы. Парусная система катамарана включает в себя один или несколько парусов.

Как управлять парусным катамараном: советы и особенности управления


Поворот фордевинд


При повороте необходимо перенести гик с одной стороны на противоположную, чтобы сохранить равновесие, и отрегулировать стаксель для улучшения тяги. Нельзя медлить при повороте в фордевинд, иначе можно потерять преимущество в скорости, которое возникает благодаря зигзагообразному курсу.

Лавирование по ветру


В процессе обучения этой технике рекомендуется оттачивать навыки лавирования против ветра, используя ветровую траекторию на обратном пути. Лавирование начинается с набора скорости на курсе галфвинд с последующим переходом на бакштаг. С помощью ползунка гика-шкота необходимо настроить грот и изменить положение мачты, так чтобы передняя шкаторина ушла вперёд.

Штормовая погода

При шторме необходимо сохранять скорость на острых курсах, не отрывая корпус от воды, выбирая шкоты, чтобы уменьшить площадь паруса. В такую погоду необходимо свести к минимуму повороты, используя для маневрирования моменты затишья между волнами, когда катамаран достигает гребня волны, обеспечивая плавный переход к новому курсу. Чтобы уменьшить кренящий момент при бакштаге, нужно поднимать шверты, а при поворотах их следует опускать. На катамаране практически отсутствует крен, но может возникать резкая и быстрая качка, когда он оказывается на длинной волне в тот момент, когда два его корпуса оказываются на разных гребнях. Движение под углом к волне позволит избежать ситуации, когда нос катамарана уходит под гребень волны.

Восстановление катамарана 

Переворот катамарана — распространённое явление, не всегда связанное с высокой скоростью; он может перевернуться и на малой скорости из-за неправильной регулировки парусов и несвоевременной реакции экипажа на порывы ветра. Сильно натянутые шкоты резко увеличивают площадь паруса, создавая значительный момент крена, который экипаж может не успеть компенсировать. В результате катамаран заваливается на борт, и подветренный корпус погружается в воду, что приводит к опрокидыванию. Эта ситуация особенно опасна на мелководье, где есть риск повредить корпус о дно. 

Другой сценарий опрокидывания — зарывание носами обоих корпусов в волну. Обычно это происходит во время шторма и на высоких скоростях, когда катамаран буквально ныряет под волну. Если катамаран перевернулся, первоочередной задачей является обеспечение безопасности экипажа. Необходимо убедиться, что пассажиры освободились от фиксирующих элементов, чтобы избежать утопления или травм. Затем следует оценить ущерб и принять решение о способе восстановления.

Процесс восстановления зависит от размера катамарана. Малые катамараны часто восстанавливают путем погружения носовой или кормовой части в воду. Для больших катамаранов обычно используются специализированные подъемные системы, в которых стаксель-шкот используется в качестве рычага. Процесс восстановления больших катамаранов требует координации действий всего экипажа; применение специальных спасательных подушек или воздушных баллонов может значительно упростить его.

Поворот оверштаг

Оверштаг — это маневр, при котором катамаран меняет направление на противоположное, переходя с одного борта на другой, при этом ветер дует в переднюю часть судна. В случае если поворот не удался, катамаран оказывается в положении левентик.

Выход из положения левентик

Если катамаран оказался в положении левентик, необходимо повернуть руль в противоположную сторону от того направления, куда вы хотите двигаться. Затем разверните стаксель, чтобы обеспечить катамарану обратный ход. Как только носы обоих корпусов укажут в нужную сторону, необходимо подтянуть румпель на себя и изменить направление катамарана на нужный курс.

Расположение членов экипажа также играет важную роль в обеспечении безопасности и управляемости катамарана. В большинстве случаев, особенно в условиях сильного волнения, экипаж должен располагаться ближе к корме судна. Исключение составляют моменты, когда катамаран ускоряется, спускаясь по склону волны. В это время вес экипажа необходимо сместить немного вперед для сохранения равновесия.
Для эффективного управления парусным катамараном комфортным курсом является галфвинд. Паруса поднимаются с помощью ползуна гика-шкота. Чтобы сохранить скорость и избежать дрейфа, необходимо правильно настроить оба шверта.

При курсе бейдевинд катамаран движется под углом к ветру, что позволяет использовать силу ветра для максимального ускорения.
Для эффективного управления необходимо, чтобы паруса были натянуты так, чтобы минимизировать свист и сопротивление.

Курс фордевинд не является самым оптимальным для парусных катамаранов. На этом курсе важно двигаться галсами или лавировать по ветру. Правильная настройка парусов играет важную роль: необходимо избегать слишком сильного натяжения, чтобы не потерять скорость. Также нужно следить за балансом катамарана, чтобы избежать крена в одну из сторон. Управление рулем должно быть плавным и осторожным, так как резкие повороты могут привести к потере скорости или даже опрокидыванию.
Прочитайте больше: