Как управлять яхтой, основы управления
Типы курсов по отношению к ветру и управление парусной яхтой:
Одним из ключевых понятий в процессе управления парусной яхтой является термин «курс по отношению к ветру» — угол между носом яхты и воображаемой линией, указывающей направление ветра. Значение этого угла фиксируется в градусах и играет важную роль в навигации и маневрировании.
Движение парусная яхта начинает под воздействием ветра, задача яхтсмена состоит в том, чтобы овладеть управлением парусами и максимально результативно использовать силу ветра.
Курс по отношению к ветру
Фордевинд — движение яхты по направлению ветра, при этом парус фиксируется почти перпендикулярно к диаметральной плоскости (ДП) яхты, что позволяет максимально использовать силу ветра для продвижения вперед. Руль в данном случае играет важную роль и используется для удержания яхты на заданном курсе и уменьшения рыскания, обеспечивая стабильность и контроль над яхтой. Шверт выбирается полностью, чтобы обеспечить оптимальную подъемную силу и предотвратить боковое сдвижение яхты. При сильном ветре шверт можно слегка опустить, что увеличивает устойчивость на курсе и помогает избежать крена. Рулевой располагается возле транца, что позволяет ему лучше контролировать направление движения и вносить необходимые коррективы в управление яхтой.
Галфвинд курс, когда ветер дует под углом 90° по отношению к движению яхты, что позволяет ей двигаться довольно быстро. Парус изначально фиксируется под углом 45° к ДП яхты. Затем его положение корректируется так, чтобы передняя шкаторина начала заполаскивать, указывая на правильную настройку и эффективное использование ветра. Руль следует поворачивать на минимальные углы, чтобы не замедлять движение лодки. Если скорость теряется, руль используется для уваливания: в этом случае шкоты потравливаются, что помогает сохранить скорость. Шверт при этом полностью опущен, что обеспечивает максимальную устойчивость и подъемную силу, позволяя яхте уверенно двигаться по заданному маршруту.
Бакштаг направление движения яхты с использованием попутного ветра, дующего с кормы. Различают два типа: крутой (при угле 100-150°) и полный (150-180 Парус фиксируется практически перпендикулярно к ДП яхты. В процессе изменения курса шкот ослабляется, позволяя оптимально настраивать парус для эффективного использования ветра. Рулевое управление может быть использовано для установления курса, при котором яхта скользит по поверхности воды, а шверт выбирается наполовину. Рулевой перемещается на корму и, если необходимо, откреняет ее, что способствует улучшению маневренности и стабильности яхты на этом курсе.
Бейдевинд курс, позволяющий яхте двигаться с достаточным наклоном и скоростью. Существует несколько типов: крутой (угол 40—60° к ветру) и полный (60—80°). Паруса следует изначально устанавливать под углом 15—20° к прямой оси, а затем ослабить шкот до момента, когда начнется заполаскивание передней шкаторины. Управление рулем необходимо осуществлять с минимальными углами, избегая замедления движения лодки. В условиях сильного ветра яхту настраивают на ветер. Шверт должен быть опущен полностью. Рулевой, находясь у мидель-шпангоута и наклоняя корпус вперед, помогает поддерживать баланс лодки. В зависимости от силы ветра он регулирует крен. При слабом ветре лодка должна наклоняться против ветра, что называется «перекрен». Курс бейдевинд требует особого внимания и мастерства, часто встречный ветер вызывает дрейф и крен. Для компенсации крена экипаж перемещается по бортам, а рулевой сосредоточенно управляет яхтой.
Бейдевинд представляет собой острый курс, а курсы фордевинд, бакштаг и галфвинд классифицируются как попутные курсы.
Регулирование парусов должно происходить с учетом ветровых условий и их интенсивности: в условиях сильного ветра нужно сокращать площадь парусов. Также важно следить за углом наклона парусов, чтобы они были натянуты, но не перегружены. Мало просто отрегулировать паруса, погодные условия на море меняются, поэтому необходимо уметь корректировать курс и выполнять повороты.
Галфвинд курс, когда ветер дует под углом 90° по отношению к движению яхты, что позволяет ей двигаться довольно быстро. Парус изначально фиксируется под углом 45° к ДП яхты. Затем его положение корректируется так, чтобы передняя шкаторина начала заполаскивать, указывая на правильную настройку и эффективное использование ветра. Руль следует поворачивать на минимальные углы, чтобы не замедлять движение лодки. Если скорость теряется, руль используется для уваливания: в этом случае шкоты потравливаются, что помогает сохранить скорость. Шверт при этом полностью опущен, что обеспечивает максимальную устойчивость и подъемную силу, позволяя яхте уверенно двигаться по заданному маршруту.
Бакштаг направление движения яхты с использованием попутного ветра, дующего с кормы. Различают два типа: крутой (при угле 100-150°) и полный (150-180 Парус фиксируется практически перпендикулярно к ДП яхты. В процессе изменения курса шкот ослабляется, позволяя оптимально настраивать парус для эффективного использования ветра. Рулевое управление может быть использовано для установления курса, при котором яхта скользит по поверхности воды, а шверт выбирается наполовину. Рулевой перемещается на корму и, если необходимо, откреняет ее, что способствует улучшению маневренности и стабильности яхты на этом курсе.
Бейдевинд курс, позволяющий яхте двигаться с достаточным наклоном и скоростью. Существует несколько типов: крутой (угол 40—60° к ветру) и полный (60—80°). Паруса следует изначально устанавливать под углом 15—20° к прямой оси, а затем ослабить шкот до момента, когда начнется заполаскивание передней шкаторины. Управление рулем необходимо осуществлять с минимальными углами, избегая замедления движения лодки. В условиях сильного ветра яхту настраивают на ветер. Шверт должен быть опущен полностью. Рулевой, находясь у мидель-шпангоута и наклоняя корпус вперед, помогает поддерживать баланс лодки. В зависимости от силы ветра он регулирует крен. При слабом ветре лодка должна наклоняться против ветра, что называется «перекрен». Курс бейдевинд требует особого внимания и мастерства, часто встречный ветер вызывает дрейф и крен. Для компенсации крена экипаж перемещается по бортам, а рулевой сосредоточенно управляет яхтой.
Бейдевинд представляет собой острый курс, а курсы фордевинд, бакштаг и галфвинд классифицируются как попутные курсы.
Регулирование парусов должно происходить с учетом ветровых условий и их интенсивности: в условиях сильного ветра нужно сокращать площадь парусов. Также важно следить за углом наклона парусов, чтобы они были натянуты, но не перегружены. Мало просто отрегулировать паруса, погодные условия на море меняются, поэтому необходимо уметь корректировать курс и выполнять повороты.
Поворот «оверштаг»
Этот поворот предполагает увеличение скорости и пересечение линии ветра носовой частью судна. Этот маневр изменяет курс примерно на 90 градусов. В процессе поворота нос судна на время направляется в сторону ветра, и парус плавно меняет свое положение с одного борта на другой. Поворот «оверштаг» применяется в лавировке, когда яхта движется зигзагами против ветра. Он считается технически более простым, чем «фордевинд». В условиях сильного ветра поворот «оверштаг» более безопасный и легкий в исполнении.
Поворот «фордевинд»
Когда выполняется маневр поворота «фордевинд», рулевой должен быть особенно внимателен и уметь управляться с дополнительными парусами. В таком положении парус устанавливается под углом 90° к направлению ветра, и основная сила тяги возникает за счёт прямого ветрового давления на него. Скорость яхты при повороте «фордевинд» не имеет принципиального значения. Главное правильно использовать гик-шкот для переброски гика с грот-паруса на противоположную сторону, избегая резкой и непредсказуемой переброски.
Дрейф
Скорость яхты можно регулировать, используя задний или передний ход, а также регулируя размеры парусов. Однако, если требуется быстро остановить судно, ему задают дрейф. В этом состоянии яхта продолжает движение, но с очень низкой скоростью.
Этот поворот предполагает увеличение скорости и пересечение линии ветра носовой частью судна. Этот маневр изменяет курс примерно на 90 градусов. В процессе поворота нос судна на время направляется в сторону ветра, и парус плавно меняет свое положение с одного борта на другой. Поворот «оверштаг» применяется в лавировке, когда яхта движется зигзагами против ветра. Он считается технически более простым, чем «фордевинд». В условиях сильного ветра поворот «оверштаг» более безопасный и легкий в исполнении.
Поворот «фордевинд»
Когда выполняется маневр поворота «фордевинд», рулевой должен быть особенно внимателен и уметь управляться с дополнительными парусами. В таком положении парус устанавливается под углом 90° к направлению ветра, и основная сила тяги возникает за счёт прямого ветрового давления на него. Скорость яхты при повороте «фордевинд» не имеет принципиального значения. Главное правильно использовать гик-шкот для переброски гика с грот-паруса на противоположную сторону, избегая резкой и непредсказуемой переброски.
Дрейф
Скорость яхты можно регулировать, используя задний или передний ход, а также регулируя размеры парусов. Однако, если требуется быстро остановить судно, ему задают дрейф. В этом состоянии яхта продолжает движение, но с очень низкой скоростью.
Повороты на парусной яхте
Прочитайте больше: