Парусное вооружение яхты

Паруса являются неотъемлемой составляющей управления яхтой, влияя на ее скорость и способность к маневрированию.

Разнообразие парусов и их конструкции позволяют яхтсменам адаптироваться к различным условиям навигации. Нужную форму, устойчивость и подвижность парусов обеспечивает мачта - вертикальная конструкция для крепления парусов . На ней расположены различные элементы управления, которые позволяют направлять паруса и изменять курс судна. Гик применяется для натяжения нижней части косых парусов и может быть установлен относительно мачты как в подвижном, так и в фиксированном варианте.

Ванты — это стальные тросы, которые используются на яхтах для поддержки мачты. Они крепятся к мачте сверху и к бортам судна внизу, обеспечивая устойчивость и предотвращая её наклон. Правильная настройка и натяжение вант важны для безопасности и эффективности парусного судна, их количество зависит от толщины мачты и площади парусов.

Талрепы — устройства для настройки натяжения стоячего такелажа; чаще на яхтах применяют винтовые талрепы.

Штаг — это прочный стальной трос, являющийся частью такелажа и служит он для поддержки мачты, предотвращая ее наклон назад.

Шкот — это трос, который используется для управления парусами. Он позволяет изменять угол наклона парусов относительно ветра, что непосредственно влияет на скорость и маневренность. Шкот крепится к нижнему углу прямого паруса или к нижнему заднему углу косого паруса (шкотовый угол).

Элементы паруса

Каждый угол паруса имеет свое название: верхний - фаловый, передний - галсовый, задний – шкотовый. Каждый угол усиливается дополнительными слоями ткани (боутами) и стропами. Помимо углов, боуты пришивают в местах, где подразумевается повышенная нагрузка. Также в каждом углу сделано отверстие – люверс чтобы привязать снасть для подъема, удержания или настройки паруса. Стороны паруса называются шкаторинами. У треугольных парусов три шкаторины: передняя, нижняя и задняя. В нижнюю и заднюю шкаторину вшиваются булины – синтетические тросы, которыми растягивают середину наветренной стороны прямых парусов и вытягивают на ветер наветренную шкаторину. Специальные складки, позволяющие уменьшить площадь паруса в условиях сильного ветра, называются рифами.


Типы парусов и их назначение

Существуют различные виды парусов, каждый из которых обладает уникальными характеристиками и специально предназначен для определённых задач.

Грот — это основной парус на яхте. Он крепится в задней части судна и играет важную роль в управлении и движении яхты. Обычно грот треугольной формы, что позволяет эффективно использовать ветер. Он крепится к мачте и бушприту с помощью рифов. При сильном ветре грот можно рифить — уменьшать его площадь, чтобы избежать перегрузки яхты и обеспечить безопасность. Это делается путем подтягивания рифов и укорочения паруса.
Передняя шкаторина входит в мачту, где для этого предназначен ликпаз. Чтобы шкаторина надежно удерживалась в ликпазе, в нее вшивают трос, называемый ликтросом. Нижняя шкаторина также оснащена ликтросом.
Задняя шкаторина не имеет креплений к рангоуту, что делает ее более подверженной износу и растяжению из-за воздействия ветра. Чтобы защитить ее, вшиваются латкарманы, в которые помещаются пластинчатые латы, придающие жесткость задней шкаторине.

Стаксель
— передний парус на мачте. Он используется для управления при различных направлениях ветра и чаще всего является самым большим на яхте. Дополнительные небольшие передние паруса, которые могут использоваться вместе со стакселем для улучшения аэродинамических характеристик, называются кливерами. Стороны стакселя не фиксируются на рангоуте, однако передняя часть соединяется со штагом, и при подъеме стакселя, передняя шкаторина скользит вдоль штага, затем растягивается и перестает развеваться на ветру. В заднюю шкаторину стакселя зачастую вшивают латкарманы и вставляют латы.

Спинакер — это большой выпуклый парус, который используется для попутного ветра. Его форма напоминает парашют, что позволяет значительно увеличить скорость яхты в благоприятных условиях. Спинакер бывает двух видов: симметричный и асимметричный.

Генакер — это асимметричный спинакер, сочетающий в себе черты стакселя и спинакера. Его поднимают при полупопутном ветре, он более прост в управлении, чем спинакер, что делает его популярным выбором среди яхтсменов.

Штормовые паруса
Штормовые паруса необходимы в условиях сильного ветра и плохой погоды. Они играют важную роль в обеспечении безопасности и управляемости яхты в экстремальных условиях, когда стандартные паруса могут стать неэффективными или даже опасными. Штормовые паруса обеспечивают устойчивость, маневренность и безопасность яхты. Они бывают следующих видов:

Трисель — это уменьшенная версия основного грота, которая позволяет яхте сохранять устойчивость и управляемость. Он обычно имеет более жесткую конструкцию и часто оснащен дополнительными стяжками.

Штормовой кливер — это уменьшенный передний парус, который помогает снизить общую площадь парусности. Обычно он устанавливается на специальный фал и может быть быстро развернут или убран при изменении условий.

Заключение
Знание различных типов парусов и их назначения является важной частью управления яхтой. Каждый вид паруса играет свою роль в эффективном использовании ветра и повышении скорости судна. Понимание конструкции парусов и их взаимодействия с мачтой поможет яхтсменам лучше управлять своим судном и наслаждаться путешествиями по воде.
Прочитайте больше: